Социальные сети, рекламные баннеры буквально пестрят рекламой в духе «твоя собака ждет тебя в приюте». Причем, как правило, делается это все довольно навязчиво.
Зоозащитники уверены, что любовью и душевной теплотой можно отогреть любую заблудшую собачью душу. Но профессиональные кинологи и зоопсихологи в корне не согласны с этим, за что и подвергаются остракизму, а порой и откровенной травле со стороны борцов за права четвероногих. За эту свою агрессию такие активисты получили в народе прозвище «зоошиза», и многие уверены, что оно вполне заслуженно.
«Ридус» выяснял, действительно ли можно в домашних условиях перевоспитать уличного пса или все это игры до первой человеческой крови.
39-летняя пиар-менеджер Александра Костина в свободное от работы время занимается волонтерством — помогает ухаживать и пристраивать собак, живущих в одном из приютов на юго-востоке Москвы. Девушка уверена, что любому псу будет лучше с человеком, когда рядом надежный хозяин, который не предаст. Также она искренне уверена, что злых питомцев не бывает, агрессивными их делает улица и человеческое предательство.
— Люди выбрасывают собак на улицу и спокойно с этим живут, не мучает их совесть, они и знать не хотят, как псам тяжело. Поэтому они и сбиваются в стаи, чтобы выжить. И агрессию проявляют, чтобы защититься. К нам в приют они поступают голодные и озлобленные, но мы стараемся сделать все, чтобы смягчить их, чтобы они снова поверили людям, — рассказывает Александра Костина.
Она считает, что в проблеме бродячих собак виноват человек — поиграл с питомцем и выгнал его на улицу. Поэтому, по мнению девушки, таких людей нужно штрафовать и сделать так, чтобы они пожизненно оплачивали пребывание питомца в приюте.
— Вы бы видели, как радуются наши хвостики, когда к ним приходишь, выводишь их на прогулку, даешь какое-то лакомство! Они благодарны и в такие моменты по-настоящему счастливы. Разве можно остаться равнодушным в этой ситуации? — говорит Костина.
У нее дома живут две приютские собаки и четыре кота, некогда обитавшие на улице.
С позицией о том, что любовью и лаской можно сделать любую уличную собаку доброй, воспитанной и послушной, эксперты категорически не согласны.
Владелица питомника кавказских овчарок Ирина Куприянова заявляет: запечатление человека у собаки происходит до 3-3,5 месяцев. Если в этот период пес не взаимодействует с человеком, то не происходит формирования межвидовых социальных связей и в дальнейшем партнерство наладить будет сложно.
— Собаки, которые рождены и живут на улице без участия человека, и домашние питомцы — это, можно, сказать, разные виды в аспекте отношения к человеку и взаимодействия с ним. При этом живущие на улице четвероногие демонстрируют дружелюбное поведение, чтобы выпросить еду, но «демонстрируют» не значит, что они действительно таковыми являются. Если реакция человека не впишется в ожидаемое и желательное для них, то они могут отреагировать по-разному — от бегства до нападения, — комментирует Куприянова.
Она отдельно отмечает, что выросшая на улице бездомная собака не нуждается в человеке. Поэтому действительно верного друга или удобного компаньона для городского жителя из таких животных не выйдет, не получится его «отогреть теплом души». Дрессировкой часть проблем решить можно, и тут важно обратиться к действительно профессиональному инструктору по дрессировке и следовать его рекомендациям, быть готовым потратить много времени и сил. При этом результат непредсказуем, может разочаровать. Максимум, на что можно рассчитывать, — как-нибудь приноровиться к совместному сосуществованию.
— Попадая в условия приюта, собаки испытывают дискомфорт, стресс, они перевозбуждены или, наоборот, угнетены, в это время их поведение может значительно отличаться от того, которое они покажут, оказавшись в квартире. В первую очередь с чем придется столкнуться — это приучение к выгулу на улице. Стандартный набор проблем — сложности с туалетом, гигиеной (невозможность постричь когти, почистить уши, осмотреть пасть, причесать), разгром квартиры, лай и вой, особенно когда питомец один дома, желание сбежать, избегание контакта с людьми, боязнь резких громких звуков, — комментирует эксперт.
Отдельно она отметила, что стерилизация, которой подвергают всех собак в приюте, зачастую ведет к серьезным осложнениям, в частности к неконтролируемому подтеканию мочи, а это никак не лечится. Это значит пожизненное использование недешевых лекарственных препаратов с переменным успехом.
— Если человек собирается взять собаку из приюта, то нужно знать все детали и четко осознавать последствия этого шага. Отлично, если вы готовы посвятить всю жизнь питомцу. И надо понимать, что такое животное в силу непредсказуемого поведения огромный риск для хозяина, — заключила Ирина Куприянова.
С этим согласен кинолог Виталий Тищенко. Он утверждает, что бродячие собаки никогда не имели хозяина: они родились на улице, там же выросли и там же закончат свои дни.
— Домашняя собака на улице долго не живет. Если ее не спасут вовремя, то ее разорвут свои же «сородичи», живущие по законам стаи. Питомец, обитавший всю свою жизнь рядом с человеком, этих стайных законов не знает, он слаб, а слабого уничтожают. Поэтому все эти разговоры о том, что Бобику из приюта, жившему до поры до времени на городских окраинах, нужен человек и дом, и тогда он станет добрым, чистой воды лукавство. Этот самый Бобик не оценит человеческого великодушия, — уверен эксперт.
Он отмечает, что на улице их кормовой базой являются объедки, а охотятся они для развлечения. Нередко целью этого «развлечения» становятся пожилые люди, дети — те, кто заведомо слабее и не может дать отпор. Как правило, все это заканчивается плохо для жертвы. Кроме того, собаки могут наброситься и на того, кто, по их мнению, нарушил границы территории. Нарушителем может оказаться и взрослый здоровый мужчина, и ему будет очень сложно противостоять агрессивной стае.
— И кого какой любовью тут можно перевоспитать? К тому же бродячие собаки — приспособленцы, их цель — выжить любой ценой, — утверждает Тищенко.
Природа зоошизы
Неужели взрослые, казалось бы, адекватные люди, которые всеми правдами и неправдами пытаются пристроить приютских псов, не понимают простых вещей?
Кандидат психологических наук Алена Волина считает, что так называемая зоошиза, или агрессивная зоозащита, — бич наших дней. В любви к животным как таковой ничего плохого нет, но нередко она приобретает крайние формы, навязывается окружающим экстремистскими методами. Например, в квартиру, где живет семья, тащатся кошки, собаки, или свободное время проводится не с близкими, а в центрах содержания животных, туда же перечисляются деньги из общего бюджета без спроса. Такие люди думают, что уж животные их любят просто так.
— Если нарисовать портрет такого зоозащитника, то в среднем мы получим женщину после 30 лет, без каких-либо выдающихся успехов на работе, средней внешности, без интересных, ярких увлечений. Понятно, что такая реальность устраивает далеко не всех, поэтому отдушину они находят в зоозащите, обрекая себя, как им кажется, на «миссию по спасению». И это миссионерство существенно поднимает им самооценку, их роль и место в жизни, — утверждает Волина.
К тому же такого рода забота характеризует активиста как исключительно доброго, эмпатичного, заботливого и бескорыстного человека. В современном мире такими качествами могут похвастаться далеко не все, особенно те, кто сделал хорошую карьеру и имеет хороший заработок. Поэтому вся эта «забота» преподносится как сверхценность и позволяет зоозащитникам чувствовать себя людьми совершенно другого толка.
— А это, в свою очередь, меняет их поведение и отношения с окружающими, которых они считают черствыми, жестокими, циничными и жадными, которые не хотят помогать несчастным животным. И предпринимаются попытки привить им чувство вины за равнодушие к уличным шарикам: они-де и так настрадались, а вам куска хлеба жалко. Прием довольно простой, но на многих он действует, — говорит Волина.
Она отмечает, что все это — попытки поставить животных выше общества и себя наравне с ними как людей сострадательных и душевных.
— При этом активное навязывание уличных собак людям — медвежья услуга, в том числе и для питомцев. Важно, чтобы у человека сформировалось правильное отношение к четвероногим. К тому же ответственное отношение к животным — это когда с учетом характера человека, его привычек, образа жизни, семьи, других питомцев подбирается конкретная порода, а потом и конкретная особь. Это долгий, сложный процесс, которым должны заниматься профессионалы, а не зоошиза, решившая, что она все обо всем знает, — утверждает кинолог Виталий Тищенко.
Например, по его словам, человеку, который ведет малоактивный образ жизни, подойдет и собака с соответствующим темпераментом. Если он заведет себе активного бультерьера или хаски, то счастья такой союз не принесет никому.
Источник — https://www.ridus.ru/news/366990